Открытие бизнеса в РС

Процедура регистрации

Виды компаний в Республике Сербской

Zakon o privrednim drustvima FBiH (Sluzbeni list FBiH br.23/99, 45/00, 2/02, 6/02, 6/02, 29/03, 68/05, 91/07 i 84/08) i Zakon o privrednim drustvima RS (Sluzbeni Glasnik RS br. 127/08) regulisu osnivanje, rad i prestanak poslovanja privrednih drustava u BiH.

Правовой статус

Порядок учреждения

Размер основного капитала

Общество с

неограниченной

ответственностью

Учреждается на основании учредительного акта двух или более отечественных/иностранных физических и/или юридических лиц, которые обязуются вести деятельность под одним названием и которые в равной степени несут неограниченную ответственность за исполнение обязательств компании.

Размер основного капитала не установлен.

Общество с ограниченной ответственностью 

Учреждается на основании учредительного акта одного и более отечественными/иностранными физическими и/или юридическими лицами (количество учредителей не более 100 человек).

Инвестор в обществе с ограниченной ответственностью лично не несет ответственности за исполнение обязательств общества, а отвечает за стоимость капитала, инвестированного в компанию. 

Минимальный размер основного капитала составляет   2.000 КМ (приблизительно 1.000 Евро)

Коммандитное товарищество

Учреждается на основании учредительного акта двух или более отечественных/иностранных физических и/или юридических лиц.

Хотя бы один из учредителей обладает неограниченной ответственностью, и хотя бы один из учредителей несет ответственность, которая пропорциональна размеру вложенного капитала в компанию.

Размер основного капитала не установлен.

Акционерное общество

Общество, которое учреждается на основании учредительного акта одного или более отечественных/иностранных физических и/или юридических лиц с основным капиталом, разделенным на определенное количество долей.

 

  1. Открытое акционерное общество - юридическое лицо, чьи доли могут быть проданы, то есть чьи акции выставляются на продажу на аукцион и регистрируются на бирже и других открытых рынках.

 

  1. Закрытое акционерное общество – вид акционерного общества, чьи акции распределяются между установленным числом акционеров. Максимальное число акционеров составляет - 100. 

 

 

 

 

 

1. Минимальный размер основного капитала составляет 50 КМ (25.000 Евро).

 

2. Минимальный размер основного капитала составляет 20000 КМ (10.000 Евро). 

Открыть бизнес грамотно. Шаги для открытия бизнеса в Республике Сербской:

 

  1. Составление учредительного акта
  2. Взнос основного капитала
  3. Регистрация в Министерстве внешней торговли и экономических отношений Боснии и Герцеговины
  4. Регистрация в суде (муниципальный суд)
  5. Изготовление печати
  6. Открытие счета в коммерческом банке
  7. Регистрация компании и рабочего персонала в Пенсионном Фонде и Фонде социального страхования
  8. Получение разрешение на начало ведения деятельности компании
  9. Открытие бизнеса

 

Длительность и затраты на открытие бизнеса

 

Процедура регистрации открытия бизнеса в суде по закону занимает 5 дней, а регистрация в Министерстве внешней торговли и экономических отношений Боснии и Герцеговины - 10 дней (в случае возникновения технических сложностей вся процедура на практике может занять 30-45 дней).

 


Налоговая политика

Категории налогов:

  • налог на добавленную стоимость (17%),
  • подоходный налог корпорации (10%),
  • личный подоходный налог,
  • налог на недвижимость
  • взнос работодателями и сотрудниками в фонд социального обеспечения,
  • акцизы, особый тип налога с продаж, который взимается с некоторых товаров (нефтепродукты, табачные изделия, безалкогольные напитки, алкогольные напитки, пиво, вино и кофе)

Личный подоходный налог

В республике Сербской личный подоходный налог составляет 8% от оклада без надбавок (в соответствии с валовой моделью).

Все иностранцы с постоянным местожительством в Боснии и Герцеговине и Республике Сербская платят личный подоходный налог с доходов, полученных в течение года проживания на территории Боснии и Герцеговины. Равным образом все иностранцы, которые постоянно не проживают на территории Боснии и Герцеговины, но при этом получают доход в Боснии и Герцеговине и Республике Сербская все равно являются налогоплательщиками.

 

Налог на импорт в Боснии и Герцеговине

Непрямое налоговое управление ответственно за сбор таможенных пошлин. Тарифы для покупателей согласованы с комбинированными списками ЕС. В соответствии с Временным Торговым Соглашением, подписанным с Европейским Союзом, тарифы для покупателей будут уменьшены, и все будет зависеть от вида продукции, 90%, 75% и 50% от предыдущего тарифа, в то время как тариф для покупателя на некоторые продукты будет полностью исключен.

Уменьшение налога на импорт распространяется только на товары, произведенные в Европейском Союзе, но не на все товары, которые импортируются из ЕС.

Защита потребителей все же распространяется на сельскохозяйственные продукты, за которые уже ранее был заплачен тариф для покупателя.

 

Освобождение от налога

Импортируемое оборудование как часть акционерного капитала освобождается от выплаты на него таможенной пошлины. Данное освобождение от налога не распространяется на пассажирские транспортные средства и игровые автоматы.

 

Чтобы получить это преимущество, иностранный инвестор должен сделать письменный запрос на освобождение налога на импорт в соответствующую таможенную организацию (в соответствии с местоположением компании) вместе с такими документами как:

 

  • контракт или другой документ об инвестициях, на основе которого импортируется оборудование;
  • доказательство регистрации оборудования в соответствующей организации;
  • оборудование с сертификатом, с номером тарифа, количественное указание, отдельная и общая стоимость, заверенные инвестором;
  • заявление инвестора о том, что оборудованию не более 10 лет;
  • сертификат организации, удостоверяющий соответственные стандарты окружающей среды и охраны труда;

Таможня рассматривает запрос в течение 15 дней после получения запроса.

 

Стандарты ведения бухгалтерии

Субъекты права ответственны за содержание книги бухгалтерского учета, подготовку и утверждение бухгалтерских отчетов в соответствии с положениями Закона о бухгалтерском деле, Международного бухгалтерского учета и Международных бухгалтерских стандартов.

Бухгалтерские положения должны достоверно и точно отображать ресурсный баланс, ответственность перед другими ресурсами и доходы субъекта права.

Субъект права предоставляет бухгалтерскую документацию каждые полгода или каждый год.

Полугодовой балансовый отчет должен быть сдан к концу июля текущего года, в то время как годовой балансовый отчет должен быть сдан к концу февраля следующего года - за прошедший год.

В процессе ведения книги бухучета и исполнения бухгалтерского учета субъект права должен следить за Кодексом и Стандартами Бухгалтерского учета.

Стандарты бухгалтерского учета принимаются в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами и соответственные инструкции ЕС.

Книги бухучета ведутся с использованием двойного принципа внесения.

 

Взносы в Фонд социального обеспечения РС

 

В Республике Сербской социальные взносы рассчитываются на основе заработной планы до удержания налогов. Заработная плата включает в себя чистый доход от занятости, умноженный на условный коэффициент, и взносы с заработной платы.

а) Доля наемных работников: 17% - пенсионное страхование, 11,5% - страхование здоровья, 0,7% - страхование по безработице,

1,4% - защита детей (в общем: 30,6% от заработной платы).

б) Доля работодателя: такие взносы не выплачиваются.

 


Трудовые отношения

Законные положения, которые регулируют область трудовых отношений, соответствуют международным стандартам конвенции Международной организации труда.

  • Правовая основа трудовых отношений – это Трудовой договор между работником и работодателем.
  • Максимальное рабочее время работника составляет 40 часов в неделю.
  • Работник по истечении шестимесячного срока непрерывной работы имеет право на отпуск длительностью не более 18 рабочих дней.
  • Работник имеет право на компенсацию заработной платы во время использования ежегодного отпуска, государственных праздников, временной нетрудоспособности из-за травмы или по болезни.
  • Работодатель не может выплачивать работнику заработную плату ниже предъявленной в Трудовом договоре.
  • Работодатель может расторгнуть Трудовой договор с работником. Причины для расторжения договора перечислены в ст. 125 п. 1 Трудового кодекса. Расторжение Трудового договора происходит в письменной форме.
  • Работники имеют право создавать профсоюзы и вступать в них.
  • Работодатели имеют право организовывать союзы работодателей и вступать в них.
  • Работодатель, который нанимает более 15 работников и который намерен в ближайшие 3 месяца расторгнуть Трудовые договора с 10% от общего числа сотрудников (но не менее 5), должен об этом уведомить совет работников (профсоюз).
  • Работник может использовать свое право на забастовку, согласно международным стандартам, которые приведены в Законе о забастовке в Республике Сербской.

 

Оформление на работу иностранного сотрудника

При оформлении на работу иностранного лица, помимо заключения Трудового договора и соблюдения общих условий, прописанных в Трудовом кодексе, необходимо соблюдать следующее:

 

  1. Иностранное лицо должно иметь действующую регистрацию на территории Республики Сербской, Боснии и Герцеговины, согласно положениям закона,
  2. Иностранное лицо должно иметь действующее разрешение на работу.

 

Разрешение на работу:

Разрешение на работу выдается в отделении Центра занятости Республики Сербской по месту юридического адреса работодателя.

Разрешение на работу выданное по заявлению одного работодателя, не может быть передано другому работодателю.

Разрешение на работу не выдается лицам, которые пребывают на территории Республики Сербской по туристической визе.

Иностранец, который ведет деятельность, установленную правилами об иностранных инвестициях, и который является представителем гуманитарной организации, не обязан получать разрешение на работу.