Weight Loss Program
Языки сайта
 serbska   russian
SR        RU
Поиск
Курсы валют

Республика Сербская – государство, а БиГ – поскольку-постольку

milorad-dodik-referendum-foto-ap-1474830591-998865

Милорад Додик

Республика Сербская как государство существует с 9 января 1992 года. Она принимала участие в мирных переговорах во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в период с 1992 по 1995 гг., поскольку в соответствии с международным правом обладает такими признаками государства, как территория, эффективная власть и народ. Республика Сербской вступила в заключительный этап мирных переговоров в Дейтоне в период с 1 по 21 ноября 1995 года уже как самостоятельное государство.

Дейтонская Босния и Герцеговина

В своей книге «Закончить войну» Ричард Холбрук, американский дипломат, который курировал проведение мирных переговоров между враждующими сторонами на территории довоенной Боснии и Герцеговины, повествует о том, как накануне дейтонских переговоров он убеждал Алию Изетбеговича принять название «Республика Сербская»: «Мы считаем, что название Республика Сербская значит не так уж много, ведь вы получаете все остальное – международное признание, установленные границы, принятие вашего законного статуса. Раньше ничего этого у вас не было». Это неоднократно подтверждал и Миро Лазович, участник переговоров в Дейтоне и член Президиума «Республики Боснии и Герцеговины», заявляя: «Мы с господином Иво Комшичем, являясь членами Президиума Боснии и Герцеговины, никогда ни в Президиуме, ни в Парламенте Боснии и Герцеговины, который я возглавлял, не признавали и не рассматривали возможность существования энтитета с названием Республика Сербская. Это недоразумение разрешил Ричард Холбрук, сказав, что вопрос закрыт: существует два энтитета (субъекта) и мы можем составлять концепцию Конституции Боснии и Герцеговины, базирующуюся на существовании двух государственных образований, содержание которой позволит сохранить государство ПОСТОЛЬКУ-ПОСКОЛЬКУ функциональным и стабильным». И энтитеты передали на уровень БиГ лишь ограниченную часть своих полномочий. Лживо и безобразно бошняцкие политические и другие структуры Сараево пытаются внушить всем, что «государство Босния и Герцеговина» наделила энтитеты какими-либо полномочиями.

Конституцией Боснии и Герцеговины определено, что с момента подписания Дейтонского соглашения используется официальное название «Босния и Герцеговина». Чтобы государство являлось таковым, в его названии в Конституции должна быть указана форма государственного устройства, как например, Союзная Республика (Германия), Республика (Сербия), (Российская) Федерация, (Швейцарская) Конфедерация, Королевство (Норвегия), Княжество (Монако), Соединенные Штаты (Америки). Получается, что «Босния и Герцеговина» - всего лишь территория с международно признанными границами. Вместо «Боснии и Герцеговины» можно было вписать «ПОСТОЛЬКУ-ПОСКОЛЬКУ», - говорит Миро Лазович.

Полномочия БиГ и энтитетов

Между «Республикой Боснии и Герцеговины» и Дейтонской Боснией и Герцеговиной отсутствует внутренняя правопреемственность. Согласно международному Дейтонскому Соглашению, Босния и Герцеговина, которая существовала до Дейтона, «продолжает свое юридическое существование в соответствии с нормами международного права в качестве государства и в рамках нынешних международно признанных границ. Она остается государством-членом Организации Объединенных Наций», но при этом с «внутренней структурой, измененной согласно настоящей Конституции». Под внутренней структурой подразумеваются два энтитета, три конститутивных народа и тот самый уровень совместного ведения, на который «Боснии и Герцеговине» энтитетами по Конституции БиГ были переданы полномочия. Дейтонская «Босния и Герцеговина» в соответствии с Конституцией БиГ не имеет собственной территории, поскольку территория принадлежит энтитетам в следующих долях: 49% - Республике Сербской и 51% - Федерации Боснии и Герцеговины. У «Боснии и Герцеговины» нет избирательной базы (ни члены Президиума, ни Президент, ни члены Парламента не избираются на уровне «Боснии и Герцеговины), избирательной базой обладают только два энтитета. «Босния и Герцеговина» не может быть субъектом соглашений, которые вносят поправки и дополнения в Приложения к Дейтонскому соглашению, это право принадлежит исключительно энтитетам. Энтитеты наделены большими государственными полномочиями, нежели «Босния и Герцеговина». Этот факт подтверждает и позиция Венецианской комиссии Совета Европы, которая определяет, что к последующим соглашениям энтитетов об изменении Конституции БиГ и других Приложений Дейтонского соглашения, применяются положения Венской конвенции о праве международных договоров. В Статье 1 Конвенции четко определено: «Настоящая Конвенция применяется к договорам между государствами». После подписания Дейтонского соглашения «Босния и Герцеговина» не может являться субъектом соглашения, более того она не может менять статус энтитетов. Республика Сербская имеет право устанавливать собственные отношения напрямую с соседними государствами – Сербией, Хорватией, Черногорией. Республика Сербская регулярно передает отчеты о ситуации в «Боснии и Герцеговине» Совету Безопасности ООН. На сегодняшний день было передано 18 отчетов.

По Конституции Боснии и Герцеговины только три органа власти «Боснии и Герцеговины» в названии обозначены как органы БиГ: Президиум, Конституционный суд, Центральный банк. В названиях Парламентская ассамблея и Совет министров, а также два министерства – иностранных дел и внешней торговли, в Конституции БиГ не имеют обозначения «БиГ».

Согласно Дейтонскому соглашению и действующей Конституции Боснии и Герцеговины (которые не изменялись), Республика Сербская имеет собственного Президента, Национальный парламент, Правительство, Конституционный, Верховный и прочие суды, органы прокуратуры, армию, полицию, таможню, собственную систему налогообложения и налоги, как источник государственного бюджета, службу разведки, службу безопасности и прочие государственные институты, которые не были переданы в ведение «Боснии и Герцеговины». Республика Сербская имеет собственную территорию, которая была определена в соответствии с «женевским принципами» еще до Дейтонского соглашения, это подтверждается Приложением 2 к Дейтонскому соглашению, которое устанавливает линию разграничения с Федерацией Боснии и Герцеговины. При этом, Республика Сербская как государствообразующий энтитет совместно с Федерацией БиГ образует «Боснию и Герцеговину».

Содружество государств

Что получилось из «Боснии и Герцеговины» в результате заключения международного договора в Дейтоне 21 ноября 1995 года. Она могла бы стать содружеством государств – Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины. Все остальное – незаконные пустые ежедневные разговоры, которые тем не менее не меняют юридических фактов. А юридические факты заключаются в следующем:

- В переговоры в Дейтоне вступила Союзная Республика Югославия, которую Республика Сербская Соглашением от 29 августа 1995 года уполномочила от своего лица подписывать части мирного плана, которые касаются Республики Сербской, с обязательством Республики Сербской строго и последовательно исполнять заключенное соглашение. (Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, Вступительная часть, пункт 5).

- Переговорам в Дейтоне предшествовало подписание «Договорных принципов» в Женеве 8 сентября 1995 года, а затем и «Продолжения договорных принципов», которые были подписаны в Нью-Йорке 26 сентября 1995 года. Сторонами-подписантами были Республика Сербская и «Республика Босния и Герцеговина».

- Иво Комшич, который был членом Президиума «Республики Боснии и Герцеговины» во время войны, в интервью боснийскому изданию «Дневни аваз» от 21 января 2011 года говорит, что ему очень приятно, что бывший Министр иностранных дел Боснии и Герцеговины Мухамед Шачирбегович отреагировал на его заявление о том, что Республика Сербская была легализована не в Дейтоне, а в Женеве 8 сентября 1995 года и при этом именно парафом Шачирбеговича. Своей реакцией Шачирбегович подтвердил, что находился в то время в Женеве и встречался там с Ричардом Холбруком, на встрече также присутствовали представители Республики Сербской, Белграда и Загреба. Он подтвердил наличие документа, послужившего основой Дейтонского соглашения. Его заверения, что он ничего не парафировал, не совсем точны. Впрочем, мы в Дейтоне получили тот документ, который он парафировал. Речь шла о легализации Республики Сербской как государства. В этом документе Республика Сербская впервые упоминается без кавычек. Государство Босния и Герцеговина не упоминается. Он подтвердил, о чем я ранее и сам не знал, что получил распоряжение сделать это от Алии Изетбеговича».

Согласно действующей Конституции Боснии и Герцеговины (которая не изменялась), энтитетам принадлежат все государственные полномочия, которые Конституцией четко не закреплены за «Боснией и Герцеговиной». По каждому новому полномочию, которое не предусмотрено дейтонской Конституцией БиГ, энтитеты должны в соответствии с Венской конвенцией заключать Соглашение об изменении и дополнении Конституции БиГ, и после, в соответствии с конституционной процедурой, принимать поправки в Парламентской ассамблее. Создав конституционную основу, можно было бы принимать законы в области обороны, судебной системы, НДС, а также учредить новые институты власти на уровне «Боснии и Герцеговины». Поскольку этого не было сделано, согласно Дейтонскому соглашению к конституционным полномочиям Республики Сербской по-прежнему относятся: оборона и армия Республики Сербской, судебная система, таможня, пограничная служба, полиция, финансы, налоги и все остальные полномочия, которые принадлежат суверенным государствам.

По Конституции БиГ энтитеты передали в ведение Президиума БиГ вопросы внешней, внешнеэкономической, таможенной и монетарной политики, финансирования учреждений и международных обязательств БиГ. Однако, все решения Президиума БиГ в указанных сферах подлежат окончательному утверждению в энтитетах. По Конституции БиГ эти решения Президиума БиГ не являются окончательными, если член Президиума, голос которого является решающим перед голосами двух других членов Президиума БиГ, выступает против. Как раз это означает, что член Президиума БиГ с правом решающего голоса может признать такое решение нарушающим интересы энтитета, в котором он был избран, и в случае, если это сербский член Президиума БиГ, направить его в Национальный парламент Республики Сербской. Такие случаи уже встречались на практике, когда Небойша Радманович как член Президиума БиГ из партии СНСД трижды оспаривал решения, которые были приняты бошняцким и хорватским членами Президиума БиГ. Во всех трех случаях Национальный парламент Республики Сербской подтвердил позицию Радмановича, и решение Президиума БиГ не вступило в силу, как будто его и не было.  Следовательно, последнее слово остается за Республикой Сербской, и ее государственность, как и государственность ФБиГ имеет больше веса, чем «Босния и Герцеговина».

К сфере компетенций «Боснии и Герцеговины» относятся и политика, и положения по расселению беженцев и предоставления убежища, координация отношений между энтитетами на международном уровне при взаимодействии с Интерполом. Примечательно, что полномочие выносить решения предоставляются «Боснии и Герцеговине» только в трех случаях. Это объясняет, почему Парламентская ассамблея не имеет обозначения «Боснии и Герцеговины», и не может считаться государственным Парламентом, как и Совет министров, как вспомогательный орган Президиума БиГ, не может считаться Правительством.

Дейтонское соглашение с 12 Приложениями привнесло прочный мир на многие годы всем в Боснии и Герцеговине, а вместе с тем установило конституционное устройство, бережно уравновешивая отношения между тремя конститутивными народами и двумя государствообразующими энтитетами. Существование Боснии и Герцеговины возможно только на таких условиях при условии решения хорватского вопроса.

Всех граждан Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины я поздравляю с Праздником – Днем установления Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. День подписания Дейтонского соглашения отмечается 21 ноября.

Милорад Додик, Президент Республики Сербской
 

Последние обновления сайта

Самые читаемые статьи

Баннер