Дата публикации: 2018-10-02 14:45:00
Премьер-министр Республики Сербской Желька Цвиянович ответила на вопросы «Комсомольской правды»

В преддверии выборов в Боснии и Герцеговине премьер-министр Республики Сербской Желька Цвиянович ответила на вопросы «Комсомольской Правды».

- Госпожа Цвиянович, вы несколько лет находитесь в верхах власти Республики Сербской. А несколько месяцев назад стали кандидатом на место президента республики. За время вашего премьерства республика развивается, несмотря на тяжелые экономические условия, повышаются пенсии, растут зарплаты. А что вы считаете наибольшими достижениями за прошедший период?

- В этот период было много вызовов и унаследованных проблем, учитывая, что был мировой кризис. Но мы за прошедшие несколько лет очень постепенно повышали пенсии, достигнув таким образом общего повышения пенсий на 20%.

Я очень горжусь и как женщина, и как премьер, что нам удалось предоставить всем безработным роженицам пособие в размере минимальной оплаты труда. Пособие выплачивается на протяжении 12 месяцев. Мы оказались первыми в регионе, кто предпринял такие меры, нечто подобное было у Словении, однако там выплаты были намного короче - всего три месяца.

Что касается политической площадки, то я бы сказала, что величайшая битва, а также самые заметные результаты произошли именно здесь. Это сохранение Республики Сербской, ее конституционной позиции, стабильность институтов власти.

В Федерация Боснии и Герцеговины вы часто можете видеть ситуацию, когда не может начаться заседание парламента из-за отсутствия какого бы то ни было консенсуса, долгое время была проблема с проведением заседаний кабинета министров из-за проблем с функционированием коалиции. Вопреки усилиям иностранного фактора, части международного сообщества, действий оппозиции мы делали свою работу, защитили наши институты власти, обеспечили их нормальную работу и работаем во благо граждан.

- А как в этих условиях функционирует Дейтонское соглашение? В каком состоянии отношения между Республикой Сербской и Федерацией?

- Отношения в Боснии и Герцеговине, я бы сказала, неизменно сложные и всегда существует какое-то напряжение. Причиной является то, что мы никогда не имели реального подхода к тому, что такое Босния и Герцеговина, что такое Дейтон, и что это соглашение предусматривало для страны.

Я должна сказать, что принцип Дейтона - единственные и релевантные рамки, на основании которых сегодня может функционировать Босния и Герцеговина. Но проблема Дейтона в том, что Высокий представитель и международное сообщество навязывают какие-то новые, искусственные решения, которые сократили Дейтон. В Боснии и Герцеговине существует ситуация, когда конституция говорит одно, а то, что существует на практике, совершенно другое.

- Гуляя вчера по столице Республики Сербской - Баня-Луке, я обратил внимание, что на всех учреждениях висят национальные флаги, а у здания правительства помимо флага республики также висит флаг Евросоюза. В этой связи хотел бы попросить вас прокомментировать желание Боснии и Герцеговины вступить в ЕС и в НАТО…

- Республика Сербская очень четко выразила в своих стратегических документах, что направленность на вступление в ЕС существует, но в рамках движения Боснии и Герцеговины к ЕС мы требуем полного уважения к Республике Сербской в соответствии с ее конституционными правами. Мы хотим, чтобы Республика Сербская сама принимала решение по тем вопросам, на которые мы имеем право по конституции.

Что касается вступления в НАТО, то сейчас создались новые политические условия, и, что применимо и к Республики Сербской, это позиция Сербии, которая заявила, что она военно нейтральна и не будет вступать в НАТО. Для сербов и для Республики Сербской это был совершенно ясный ориентир, поэтому Народная Скупщина (парламент) Республики Сербской приняла резолюцию, в которой подтвердила курс на военный нейтралитет.

- Одним из серьезнейших вызовов последних месяцев и недель стал миграционный кризис. Какую позицию занимает Республика Сербская по данному вопросу?

- Республика Сербская не готова и не имеет возможности обеспечивать центры пребывания мигрантов. У нас нет для этого условий.

- Существует ли вмешательство во внутреннюю политику Республики Сербской сегодня со стороны Запада?

- Мы никогда не отказывались от диалога, но нужно начертить линии и понимать, насколько вы позволяете вмешиваться в ваши внутренние процессы - политические, экономические и любые другие. Здесь вещь абсолютно ясная, существуют попытки и построения со стороны Запада и международного сообщества.

- Каковы сегодня отношения Республики Сербской с Россией?

- У нас хорошие отношения с Россией и в политическом, и в экономическом планах. Между тем, многие страны Запада устроили истерику по этому поводу, пытаясь представить дело таким образом, что якобы это наносит вред в рамках Боснии и Герцеговины. Мы как Республика Сербская привержены сотрудничеству с Россией, а также с остальными, что дало видимые результаты. Существует политическое взаимопонимание, и я благодарна России за то, что много раз через своих представителей в СБ ООН она защищала позицию Республики Сербской, но не просто так, а потому, что мы ей предоставили данные о действительной ситуации в Боснии и Герцеговине.

 

Полная версия интервью доступна в источнике.